Выдающийся финский этнограф Уно Нильс Оскар Харва (до 1927 г. носил отцовскую фамилию Хольмберг, которую потом поменял на вариант, подчеркивающий его финские корни), являлся крупнейшим знатоком духовной культуры народов Северной Евразии. Ему принадлежат многочисленные труды о религиозных традициях финнов, саамов, удмуртов и коми, марийцев, мордвы и ряда сибирских народов.
Значительная часть научного наследия выдающегося финского ученого еще не опубликована. В Институте этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН плодотворно ведется изучение финно-угорских народов, проводятся международные экспедиции по сбору материала, к.ист.н., с.н.с отдела этнополитологии И.В. Кучумовым были изданы в переводе им на русский язык полевые записи Харвы об удмуртах и марийцах, а также путевые заметки финского ученого. Книга У. Харвы (Хольмберга) «Верования и мифология народов Северной Евразии» (М.: Castalia, 2022. 354 с.) существенно дополняет эти материалы и вышла в год 140-летия со дня рождения ученого. Рецензенты переводных изданий – д.филол.н. Ф.Г. Галиева (ИЭИ УФИЦ РАН), к.и.н. Т.Л. Молотова (Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева) – подчеркнули востребованность подобных книг не только в академической науке, но и их научное значение в мировой религиоведческой литературе. Основанный на большом объеме опубликованных, архивных и полевых материалов труд посвящен верованиям и мифологии народов Северной Евразии.
Книга «Верования алтайских народов» той же серии Volgo-Uralica. Kuzeev anthropological series (М.: Castalia, 2022. 314 с.) завершает своеобразную трилогию о верованиях и мифологии народов Северной Евразии, первые две части которой («Верования и мифология финно-угорских народов» и «Верования и мифология народов Сибири») были опубликованы в 1927 г. в одном томе выпускавшейся в 1916–1932 гг. американскими востоковедом Луи Гербертом Греем (1875–1955) и религиоведом Джорджем Футом Муром (1851–1931) международной серии монографий «Мифология народов мира». Рецензентами (д.филол.н. Ф.Г. Галиева (ИЭИ УФИЦ РАН), к.ист.н. М.Н. Сулейманова (УУНиТ) отмечается своевременность выхода издания.
Уже по названиям книг У.Харвы видно, что его в основном интересовала духовная культура финно-угорских народов. Почему же тогда одну из своих крупнейших работ он посвятил Алтаю? Этому во многом способствовала общественно-политическая ситуация на его родине. В середине XIX в. в Финляндии развернулось движение фенноманов, которое занималось формированием национального самосознания финнов, выступало за внедрение финского языка во все сферы общественной, политической и культурной жизни страны и создание своего национального государства. Тогда же в финских академических кругах получили распространение взгляды о культурном единстве финно-угорских народов, и отдельные финские ученые устремились в Россию искать этому подтверждение. Для них «экспедиции к “восточным родственникам” стали рефлексией на внутренние запросы “кто мы, откуда мы, куда мы, с кем мы?”.