Название: Сакрализация археологических памятников как феномен духовной жизни современного населения Южного Урала.
Руководитель: Тузбеков Айнур Ильфатович, кандидат исторических наук.
Аннотация
Проект направлен на решение научных проблем на стыке двух направлений исторической науки, археологии и этнографии. В рамках данного исследования планируется изучить проблемы связанные сохранением, популяризацией археологических памятников и исследованием духовной жизни населения в современной России. С начала 90-х гг. XX в. рост национального и религиозного самосознания населения, пришедшийся на период социально-экономических катаклизмов, придал импульс к восстановлению традиционных и архаичных верований и появлению новых религиозных движений, в которых археологический памятник стал связующим звеном между прошлым и настоящим. Практически на всем пространстве Российской Федерации специалистами начали фиксироваться случаи использования древнего прошлого в целях политической, религиозной мобилизации общества. Археологические памятники становились объектами поклонения, сакрализовывался как сам археологический объект, так и прилегающая территория. Возникающие противоречия между отдельными группами порой приводили к столкновениям и даже разрушению памятника. Не стал исключением и Южный Урал. Особенностью региона является то, что большинство археологических объектов, имеющих признаки сакрализации были и ранее включены в духовную жизнь населения. Данные тенденции имеют под собой прочную традицию, связанную с сочетанием ислама с элементами домусульманских верований местного населения. На сегодняшний день на Южном Урале насчитывается более сотни археологических объектов, имеющих признаки сакрализации. Представители отдельных религиозных групп и сект привлекают новых членов используя традиционный для тюркских народов обряд поклонения святым (аулия). В этой связи мы можем говорить о существовании некой "приватизации" археологических объектов на Южном Урале неоязычниками, религиозными группами, сектами и др. Данные процессы порой поддерживается региональными и муниципальными властями, не разбирающимися в мотивах и целях сакрализации объектов.
В настоящее время археологическое наследие оценивается как один из ресурсов в развитии территории. Деятельное участие научного сообщества в выработке наиболее адекватных форм, способствующих сохранению и популяризации археологического наследия, является сегодня одной из актуальных задач. Осознание археологического наследия как важного символического ресурса развития территорий должно привести к выработке федеральных и региональных программ, учитывающих современные процессы, происходящие на археологических объектах. В рамках реализации проекта предполагается всестороннее изучение процессов интеграции памятников археологии в социокультурную среду на Южном Урале, выявлению их места и роли в духовной жизни людей в настоящее время. Выявление причин и последствий включения археологических объектов в мировоззренческую картину современного населения путем их сакрализации будет способствовать выработке стратегии сохранения и популяризации объектов культурного наследия.
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект «Сакрализация археологических памятников как феномен духовной жизни современного населения Южного Урала» направлен на решение научных проблем, связанных с сохранением, популяризацией археологических памятников и исследованием духовной жизни населения в современной России.
В рамках реализации проекта в 2023 году, научным коллективом, на основе изучения отчетов археологов, этнографов, религиоведов, фольклористов, легенд и преданий башкир, связанных с городищами, курганами, выкладками, анализа интернет-источники, изучения исторической литературы, материалов собственных исследований предыдущих лет, был создан перечень сакрализованных археологических памятников Республики Башкортостан. Последующая систематизация материалов перечня, позволила создать единую базу данных, в которую были включены 132 сакрализованных археологических объекта расположенные на территории региона. Данные о каждом объекте сопровождаются фото, видео и аудио материалами, результатами опросов и анкетировании, полевыми записями, сделанными в ходе осмотра памятников.
Используя существующую базу данных, была создана ГИС «Сакрализованные археологические памятники Южного Урала», реализованная на основе Quantum GIS. Визуализация данных с помощью ГИС, позволила определить участки концентрации, топографию местности на которой преимущественно располагаются сакрализованные памятники археологии и осуществить пространственный анализ. Для проведения пространственного анализа в ГИС, сакрализованные памятники исходя из существующих типов (мавзолей, городище, курган, курганный могильник, менгир, скала, поселение), признаков сакрализации (традиционные верования, ислам, нетрадиционные верования), источников информации в которых они упомянуты, были сгруппированы в 10 слоев. В результате наложения слоев было установлено что: а) большинство сакрализованных памятников археологии почитаются преимущественно мусульманским населением региона; б) существуют сакрализованные памятники, которые почитаются как всеми мусульманами региона так и отдельными группам, которые порой могут противодействовать друг против друга (салафиты, неосуфийские тарикаты), в результате чего происходит разрушение надгробных плит (Мунтаевский-1, одиночный курган), выкладок, менгиров (Сэнескэн таш); в) на популярность объектов влияет ряд факторов, среди которых ключевое значение имеют наличие монументального сооружения, представленность объекта в медиа пространстве и сети Интернет, наличие объективных научных данных о нем.
Для изучения сакрализованных памятников археологии Республики Башкортостан методами полевой археологии и этнографии было организовано 3 экспедиционных выезда. В результате полевых исследований научным коллективом описано физическое состояние 47 объектов, осуществлена аудио, видеозапись легенд и сказаний о сакрализованных памятниках археологии, зафиксированы ритуалы и обряды, проводившиеся на 5 памятниках археологии, установлены инициаторы и участники процессов сакрализации объектов, а также факты сакрализации новых пространств, прилегающих к ранее известному объекту.
Наряду с традиционными методами этнографии, археологии и социологии, для получения объективных данных об инициаторах и участниках процессов сакрализации археологических объектов на Южном Урале, научный коллектив проекта широко использовал и новые методы изучения поведения человека в интернет-пространстве. Изучив методами цифровой нетнографии интернет-сообщества официальных религиозных организаций, отдельных религиозных групп, эзотериков, организаторов туров удалось установить что: 1) под руководством верховного муфтия России – Талгата Таджуддина, ежегодно проводятся тематические мероприятия на сакрализованных археологических объектах Башкирии, 2) последователи неосуфийской группы Хакканийя наиболее активно организуют и участвуют в мероприятиях организуемых на сакрализованных памятниках археологии Республики Башкортостан, 3) последователи неосуфийской группы Хакканийя активно участвуют в формировании новых сакральных пространств, в том числе и на археологических объектах, 4) участниками проводимых на сакрализованных объектах ритуалов и обрядов преимущественно являются женщины среднего и пожилого возраста, 5) наиболее активные акторы или лидеры интернет-сообществ эзотериков и неосуфийского братства Хаккания в большинстве своем являются организаторами выездов на святые места и активно участвуют в формировании новых мест поклонения.
В ходе реализации проекта в 2023 году, научный коллектив разработал новую методику исследования сакрализованных археологических памятников основанную на сочетании традиционных методов археологии и этнографии с современными методами проведения пространственного анализа с применением ГИС и цифровой нетнографии. Удалось выявить причины и предпосылки сакрализации объектов историко-культурного наследия на территории Республики Башкортостан. Установить основных организаторов мероприятий на сакрализованных памятниках и охарактеризовать участников.
Исследование позволило получить более полное представление об участниках процессов сакрализации археологических объектов на Южном Урале, их мотивации и роли в формировании новых сакральных пространств. Таким образом, реализация проекта позволяет усовершенствовать подходы к сохранению культурного наследия с учетом современных тенденции в области медиа и Интернета. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ просветительской работы, чтобы привлечь внимание широкой аудитории к проблеме сохранения культурного наследия. Также они могут быть использованы для организации культурных мероприятий, учитывающих интересы различных групп населения, таким образом содействуя его сохранению и популяризации.
Материалы
Карта и список сакрализованных археологических памятников Южного Урала.
Публикации
1) Tuzbekov, A., & Akhatov, A. (2023). Sacred Stones and Stone Structures in the Ritual Practice of the Turkic Population in the Southern Urals: Archaeological Evidence and Modernity. Studia Mythologica Slavica, 26. https://doi.org/10.3986/SMS20232602 (Scopus)
2) Tuzbekov, A., & Akhatov, A. (2024). The cult of saints (awliya) and pilgrims in social networks (based on the materials of the Republic of Bashkortostan, Russia) Studia Mythologica Slavica, 27. https://doi.org/10.3986/SMS20242704 (Scopus)
3) Валеева А.Ф., Тузбеков А.И. Святые для мусульман места на Южном Урале: геоинформационное картографирование и пространственный анализ. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):780-802. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-780-802 (ВАК)
4) Явная Т.А. Применение методов нетнографии при изучении паломников-мусульман и посетителей святых мест Республики Башкортостан // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 105–112. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-4-105-112. (ВАК)
5) Ахатов А.Т., Тузбеков А.И. «Культ священной горы — Аулия тау на Южном Урале: традиции и новации (по материалам экспедиционного выезда в Кугарчинский район Республики Башкортостан в 2023 г.)». НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ 29 (3), 186-203. https://doi.org/10.14258/10.14258/nreur(2024)3-10.(Scopus);
6) Баимов А.Г., Тузбеков А.И. Эзотерики в археологическом пространстве Республики Башкортостан: нетнографическое исследование НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ 29 (4) (Scopus);
7) Баимов А.Г. Эзотерический туризм на археологических объектах: почему Савин не стал Аркаимом? // Genesis: исторические исследования. 2024. № 11. С. 66-78. DOI: 10.25136/2409-868X.2024.11.72470
8) Валеева А.Ф. Многоуровневая база данных «Сакрализованные археологические объекты Южного Урала»: результаты сравнительного и сопоставительного анализа // Историко-культурное наследие 2024. 14. No 4 (РИНЦ)
Монография
Сакрализация археологических памятников на Южном Урале / Коллективная монография; под ред. А.И. Тузбекова. Уфа: ИЭИ УФИЦ РАН, 2024. 102 с.